Станислав Беловский (sbelovskiy) wrote,
Станислав Беловский
sbelovskiy

Categories:

Российские ВВС на форсаже

Как зарождалась российская военная авиация? Каковы основные этапы ее развития? Какие проблемы предстоит решить российским ВВС в ближайшие годы?



Об этом в канун 100-летнего юбилея отечественных ВВС беседовали в Москве на «круглом столе» «Военно-воздушные силы России в прошлом, настоящем и будущем» известные летчики, ученые-историки и военные эксперты.

Во вступительном слове директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин отметил, что если раньше «авиация переживала непростые времена, иногда не было даже возможности получить топливо для полетов», что вело к ухудшению летных навыков у пилотов, то сегодня такой проблемы нет. «Сегодня летчики становятся действительно профессионалами, они могут летать», - подчеркнул эксперт.

Ведущий научный сотрудник НИИ военной истории Академии Генерального штаба ВС РФ Василий Герасимов рассказал об исторических этапах становления отечественных Военно-воздушных сил. Ученый считает, что самый бурный период развития авиации в нашей стране произошел в 1960-1991 гг., когда для ВВС выделялись все необходимые средства, а конструктора продвигали военную мысль вперед, создавая все более совершенные летательные аппараты.

Постсоветский период стал тяжелым испытанием для российской авиации. «Период 1991-2008 годов характеризовался значительным сокращением парка авиационной техники и постоянными изменениями в организационно-штатной структуре», - сообщил Герасимов. На современном же этапе развития, начавшемся в 2008 году, по его словам, произошел переход к «авиационным базам, которые стали основными структурными подразделениями ВВС». «В перспективе на вооружение поступят или уже поступили авиационные комплексы четвертого поколения, 4+, 4++ и самолеты пятого поколения. Сейчас, например, началась активная замена основного ударного самолета фронтовой авиации Су-24М на новый Су-34», - подытожил свое выступление Герасимов.

Касаясь темы сокращения отечественного парка авиационной техники в постсоветский период, заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин акцентировал внимание на том, что нельзя рассматривать вооруженные силы, и ВВС в частности, в отрыве от ситуации в зарубежных странах, так как «все познается в сравнении». Эксперт отметил, что «в Соединенных Штатах и остальных государствах Североатлантического альянса процесс сокращения ВВС за последние 20 лет был очень активным, даже более активным, чем у нас. В НАТО даже больше старых самолетов, чем в России». Александр Храмчихин считает, что сейчас преимущество в воздухе достигается не за счет количества летательных аппаратов, а за счет наличия и грамотного применения военно-воздушными силами высокоточного оружия. Он отметил, что целиком полагаться на высокоточное оружие также нельзя, в силу его высокой стоимости и невозможности массового производства. «В ходе бомбардировок Ливии ВВС Дании расходовали за три месяца весь наличный запас боеприпасов и были вынуждены вернуться домой, прекратив участие в боевых действиях», - привел пример эксперт.

Тема современного состояния дел в отечественной авиации вызвала оживленное обсуждение участников круглого стола. «Подготовку летчика необходимо начинать задолго до поступления в училище», - считает заслуженный летчик-испытатель России Виталий Селиванов. По его мнению, жизненно важно создать «кадетские корпуса с фундаментальной летной подготовкой и привлекать ребят настоящими летательными аппаратами». Это необходимо для того, чтобы еще до поступления в училище будущие летчики могли получить хотя бы минимально необходимый 30-ти часовой налет. Заслуженный летчик-испытатель рекомендует присмотреться к зарубежному опыту в области начальной летной подготовки: «Сейчас в Америке и всех основных странах мира ведется подготовка летчиков на турбовинтовых самолетах. Это дешево и очень эффективно». Селиванов выразил уверенность, что в случае объявления конкурса на производство легких турбовинтовых самолетов Министерством обороны, отечественные авиационные заводы готовы его выполнить в достаточно короткие сроки.

Среди предприятий, которые могли бы в целом участвовать в разработках новых боевых машин для авиации, участники «круглого стола» назвали Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова, концерн радиостроения «Вега», Воронежское акционерное авиастроительное общество, ульяновский «Авиастар-СП», заводы в г. Хотьково (Московская область), которые разрабатывают композитные материалы,КНААПО имени Ю.А. Гагарина (Комсомольск-на-Амуре), Новосибирское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова, Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова и другие.

В заключение обсуждения участники круглого стола поздравили российских летчиков с наступающим вековым юбилеем отечественной авиации.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments